РЕСТАВРАЦИЯ ПАНОРАМЫ «БОРОДИНСКАЯ БИТВА» 1949-1950 ГОДОВ
События
1946
Несмотря на тяжёлое состояние народного хозяйства после войны, было решено вернуться к вопросу восстановления панорамы «Бородино». Инициатива исходила от директора Бородинского музея Сергея Ивановича Кожухова.
По докладной записке директора Бородинского музея С.И. Кожухова вновь была собрана комиссия для определения возможности восстановления панорамы «Бородино».
1948
Комиссия по охране памятников искусств при Комитете по делам искусств при Совете Министров СССР обратилась к главному художнику-реставратору Третьяковской галереи Е.В. Кудрявцеву с просьбой представить свои «соображения» по вопросу реставрации панорамы Франца Рубо.
На очередном совещании по вопросу о состоянии панорамы было принято важное решение: отделить небо от остальной части полотна, как не подлежащее реставрации.
1949
Прежде чем приступить к непосредственному восстановлению и реставрации, полотно тщательно обмеряли, разработали методику дублировки полотна, подготовили проекты рабочего оборудования для реставрации, составили рецептуры.
Государственная Центральная художественно-реставрационная мастерская заключила договор с бригадой художников-реставраторов о выполнении реставрационных работ по восстановлению оригинального полотна панорамы «Бородинская битва».
После подписания договора о выполнении реставрационных работ по восстановлению оригинального полотна панорамы «Бородинская битва» между ГЦХРМ и бригадой художников-реставраторов П.Д. Корин и Е.В. Кудрявцев в течение марта разработали и утвердили Методику реставрации батальной части полотна панорамы.
Для проведения технической реставрации панораму перевезли в Римский зал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В этот же день живопись неба была отделена от остальной части панорамы
Павел Корин и Евгений Кудрявцев приступили к составлению дефектного акта. Им необходимо было сделать описание состояния панорамы «Бородинская битва» до реставрации.
В марте 1949 года была разработана Методика технической реставрации полотна панорамы. В качестве приложения к документу было приложено описание специального оборудования для дублирования полотна: стол и станина.
Фотосъемка панорамы была произведена в конце мая 1949 года, сразу же, как только началась работа по составлению дефектного акта: необходимо было зафиксировать состояние холста до реставрации.
Дублирование холста панорамы предполагало «соединение оригинального и дублировочного холстов». В «Методике реставрации...» этот процесс описывался как «посадка оригинального холста на новый крепкий фундамент и наивозможно лучшее склеивание двух холстов при известной эластичности их».
1950
Художественная реставрация панорамы началась в двадцатых числах июня. Бригада реставраторов во главе с П.Д. Кориным выполнила все необходимые работы на неделю раньше установленного срока.
1951
Несмотря на то, что панорама была отреставрирована, новый музей так и не появился в намеченные сроки – здание для демонстрации картины не построили. Поэтому панораму решили законсервировать.
В марте 1951 года, в рамках мероприятий по консервации, панорама вновь была отснята.