РЕСТАВРАЦИЯ ПАНОРАМЫ «БОРОДИНСКАЯ БИТВА» 1949-1950 ГОДОВ

События

1946

15 июня 1946 года

Несмотря на тяжёлое состояние народного хозяйства после войны, было решено вернуться к вопросу восстановления панорамы «Бородино». Инициатива исходила от директора Бородинского музея Сергея Ивановича Кожухова.

9 августа 1946 года

По докладной записке директора Бородинского музея С.И. Кожухова вновь была собрана комиссия для определения возможности восстановления панорамы «Бородино».

1948

1 ноября 1948 года

Комиссия по охране памятников искусств при Комитете по делам искусств при Совете Министров СССР обратилась к главному художнику-реставратору Третьяковской галереи Е.В. Кудрявцеву с просьбой представить свои «соображения» по вопросу реставрации панорамы Франца Рубо.

8 декабря 1948 года

На очередном совещании по вопросу о состоянии панорамы было принято важное решение: отделить небо от остальной части полотна, как не подлежащее реставрации.

1949

3 февраля 1949 года

Прежде чем приступить к непосредственному восстановлению и реставрации, полотно тщательно обмеряли, разработали методику дублировки полотна, подготовили проекты рабочего оборудования для реставрации, составили рецептуры.

2 марта 1949 года

Государственная Центральная художественно-реставрационная мастерская заключила договор с  бригадой художников-реставраторов о выполнении реставрационных работ по восстановлению оригинального полотна панорамы «Бородинская битва».

Март 1949 года

После подписания договора о выполнении реставрационных работ по восстановлению оригинального полотна панорамы «Бородинская битва» между ГЦХРМ и бригадой художников-реставраторов П.Д. Корин и Е.В. Кудрявцев в течение марта разработали и утвердили Методику реставрации батальной части полотна панорамы.

7 мая 1949 года

Для проведения технической реставрации панораму перевезли в Римский зал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В этот же день живопись неба была отделена от остальной части панорамы

25 мая 1949 года

Павел Корин и Евгений Кудрявцев приступили к составлению дефектного акта. Им необходимо было сделать описание состояния панорамы «Бородинская битва» до реставрации.

28 мая 1949 года

В марте 1949 года была разработана Методика технической реставрации полотна панорамы. В качестве приложения к документу было приложено описание специального оборудования для дублирования полотна: стол и станина.

Май-июнь 1949 года

Фотосъемка панорамы была произведена в конце мая 1949 года, сразу же, как только началась работа по составлению дефектного акта: необходимо было зафиксировать состояние холста до реставрации.

1 октября 1949 года

Дублирование холста панорамы предполагало «соединение оригинального и дублировочного холстов». В «Методике реставрации...» этот процесс описывался как «посадка оригинального холста на новый крепкий фундамент и наивозможно лучшее склеивание двух холстов при известной эластичности их».

1950

22 июня 1950 года

Художественная реставрация панорамы началась в двадцатых числах июня. Бригада реставраторов во главе с П.Д. Кориным выполнила все необходимые работы на неделю раньше установленного срока.

1951

Март 1951 года

Несмотря на то, что панорама была отреставрирована, новый музей так и не появился в намеченные сроки – здание для демонстрации картины не построили. Поэтому панораму решили законсервировать.

Март 1951 года

В марте 1951 года, в рамках мероприятий по консервации, панорама вновь была отснята.