Переезд панорамы в Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

7 мая 1949 года
Здание Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Открытка 1951 года

7 мая 1949 года, для проведения технической реставрации, панорама была перевезена со склада машиностроительного завода на Ленинградском шоссе в Римский зал Государственного музея Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В этот же день были доставлены два специальных вала и две тележки, изготовленные мастерскими ГАБТа.

Михаил Федорович Иванов-Чуронов вспоминал: «Водворение панорамы в музей не прошло без шума, и не только того шума, который был вызван втаскиванием тя­желого вала с полотном по мраморным лестницам. Не успел затихнуть этот шум, как начался другой: руководство музея было не на шутку встревожено вторжением незваного гостя. Во-первых, оно весьма обоснованно опасалось того, что вме­сте с «блудным» холстом в музей будет занесена плесень, микроорганизмы и другие нарушители строгого гигиениче­ского режима, соблюдаемого в музее. Во-вторых, серьезное беспокойство вызвала громоздкость изготовленного для реставрации оборудования.

А это оборудование имело внушительный вид. Вдоль стен зала были положены деревянные рельсы, по которым дви­галась массивная металлическая станина с укрепленными на ней валами специальной конструкции. Валы эти, весом почти по тонне каждый, были специально изготовлены в мастерских Большого театра. Один из них был предназначен для автор­ского холста, другой - для нового холста, который мы дол­жны были подвести («поддублировать») под авторский, тре­тий - для накатки уже реставрированного полотна.

В середине Римского зала бригада столяров смонтировала необычный стол. Каждая сторона его равнялась 8 м, т. е. со­ответствовала ширине оставшегося после удаления части неба полотна. На этом столе мы могли раскатывать полотно сразу большими фрагментами, длиной по 8 метров».

Тогда же, 7 мая, ввиду того, что большая часть живописи неба утрачена, а оставшаяся часть обветшала, по решению специальной реставрационной комиссии, она была отделена от остальной части панорамы, как не подлежащая реставрации.