Разработка Методики реставрации батальной части холста и технического оборудования для дублирования полотна панорамы

Март 1949 года

После подписания договора о выполнении реставрационных работ по восстановлению оригинального полотна панорамы «Бородинская битва» между ГЦХРМ и бригадой художников-реставраторов П.Д. Корин и Е.В. Кудрявцев в течение марта разработали и утвердили Методику реставрации батальной части полотна панорамы.

Всю работу разделили на 7 «процессов». Были определены цели каждого этапа реставрации с подробным описанием всех необходимых работ.

Реставраторы исходили из решения специальной реставрационной комиссии «об отделении от полотна панорамы изображения н е б а, сильно утраченного и восстановления изображения б а т а л и и (земли) реставрационным путем и написания неба заново». Поэтому в качестве первого «процесса» в Методике значилась «разрезка полотна вдоль». «На расстоянии 20 см от самой выпуклой части горизонта вдоль всего полотна натягивается шнур. По этой линии проводится или отбивается черта углем или мелом, по которой одновременно с нескольких точек и производят разрезку полотна. Одновременно можно отделить и сильно обтрепанные полусгнившие участки полотна закрывавшегося натурным планом».

«Процесс II» предполагал «предварительную обработку лицевой стороны полотна». В связи с тем, что батальная часть полотна должна дублироваться на новый холст целиком, второй «процесс» заключался в «целостной обработке всей дублируемой ленты полотна» для укрепления красочного слоя и предварительного выправления смятостей складок, выправления бортов прорывов и дезинфекции.

Процесс III. Работа над обратной стороной холста панорамы. Этот процесс был необходим для очистки от пыли и грязи холста, укрепления грунта и красочного слоя с оборота, выравнивания смятостей и фалд, вделку в местах утрат заплат и проч.

Процесс IV. Подготовка нового холста. Подразумевал растяжение нового дублировочного холста до возможного предела, чтобы он в дальнейшем давал меньше деформации и пропитывание его волокон клеющим составом, для обеспечения лучшей приклейки его к оригинальному холсту при дублировке.

Процесс V. Соединение оригинального и дублировочного холстов. «Посадка оригинального холста на новый крепкий фундамент и наивозможно лучшее склеивание двух холстов при известной эластичности их».

Процесс VI. Удаление бумаги с лицевой стороны живописи. Этот процесс имеет целью освобождение лицевой стороны от профилактической заклейки без повреждения укреплённых участков живописи, но с удалением лишнего клея.

Процесс VII. Подведение грунта в местах утрат. Этот процесс был необходим для заполнения реставрационным грунтом мест утрат красочного слоя для получения возможности в дальнейшем производить его живописное восстановление.

В качестве приложения к Методике реставрации было приложено описание стола и станины для дублировки оригинального полотна на новый холст, с техническими к ним требованиями.