Панорама «Бородинское сражение» кисти профессора Ф. Рубо являлась уникальным произведением батального искусства, монументальным сооружением, отражающим исторический момент героизма русского народа. Это знаменитое произведение демонстрировалось в специально построенном павильоне в Москве с 1912 по 1919 г С этого времени грандиозное полотно (120 м длины, 15 м высоты, свернутое на вал) побывало в различных гибельных для него условиях, вплоть до лежания на улице под дождем, и лишь перед Великой Отечественной войной, по предложению Комитета по делам искусств при СНК СССР, реставраторами Третьяковской галереи было перекатано на хороший вал и обследовано.
Мнения виднейших реставраторов-практиков сходились на трудности и нецелесообразности реставрации этого полотна, вследствие сильной поврежденности, громадных утрат (отгнивания) холста с живописью и грандиозности масштабов.
9 августа по инициативе МК ВКП(б) работниками Бородинского музея и реставраторами полотно было ВПЕРВЫЕ РАСКАТАНО ПОЛНОСТЬЮ. После детального обследования полотна в условиях полной раскатки и обозрения сверху заслуженным деятелем искусств художником П.Д. Кориным и главным художником-реставратором Государственной Третьяковской галереи Е.В. Кудрявцевым при участии лауреата Сталинской премии художника М.И. Авилова было установлено, что при осуществлении СОВЕРШЕННО НОВЫХ ПРИНЦИПОВ РЕСТАВРАЦИИ ВОЗМОЖНО ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭТОГО ЕДИНСТВЕННОГО В НАШЕЙ СТРАНЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПОКАЗА ШИРОКИМ МАССАМ НАШЕЙ РОДИНЫ.
Для претворения этого в жизнь требуется обеспечить:
1. Устройство двух специальных зданий в Москве и Бородине, поручив эту работу Министерству строительной промышленности.
2. Предоставление помещения для реставрационных работ размером 100 м длины, 10 м ширины и 7 м высоты, отапливаемого с температурой не менее 14 градусов.
3. Изготовление на фабрике им. Тельмана в Ленинграде специального широкого полотна по образцу оригинального полотна панорамы. Ширина полотнища по 6 м, всего в количестве 300 м.
4. Предоставление необходимых фондированных материалов, в том числе и импортных.
5. Возложить особые полномочия и руководство бригадами художников-реставраторов по восстановлению старого полотна и утраченной на нем живописи на художников Корина П.Д. и Кудрявцева Е.В., а в части написания новой живописи (все небо, композиционная часть) на художника М.И. Авилова.
6. Общее административное, хозяйственное и финансовое руководство по восстановлению панорамы в целом возложить персонально на директора Бородинского музея т. Кожухова С.И.
Учитывая единственный пример подобной работы в истории мирового искусства, чрезвычайную сложность и ответственность задания в порядке получения опыта, весьма желательна командировка сроком на 1 месяц ответственных лиц во Францию для изучения техники и технологии панорамного дела на имеющихся там панорамах.
Заслуженный деятель искусств
художник Корин
Главный художник-реставратор
Государственной Третьяковской галереи Кудрявцев