«Коммунист». Ереван. 1962 год. 18 октября

Панорама «Бородинская битва»

ЭТО замечательное произведение батальной живописи, посвященное героизму русской армии и народа в Отечественной войне 1812 года, вновь стало доступно широким массам москвичей и гостей столицы.

Панорама написана полвека назад, к столетию Бородинского сражения, русским художником-баталистом, академиком Ф.А. Рубо в содружестве с группой художников. Длина окружности панорамы 115 метров, высота — 15 метров. На ней изображен один из решающих моментов Бородинского сражения, когда в смертельной схватке встретились почти 250 тысяч человек.

Находясь на смотровой площадке в центре панорамы, зрители как бы оказываются в гуще событий, являются участниками битвы на окраине деревни Семеновское. Здесь 7 сентября 1812 года, в 120 километрах от Москвы, решалась судьба нашей Родины.

Несмотря на то, что французские войска показаны на панораме наступающими, а русские — обороняющимися, художник сумел отобразить безнадежность наступающих.

На картине изображен один из критических этапов сражения. В полдень французам, после семи часов беспрерывных контратак, ценой огромных потерь все же удалось потеснить левый фланг кутузовских войск. Овладев знаменитыми земляными укреплениями — Багратионовыми и Семеновскими флешами, — сосредоточив на участке около двух километров четырехсоторудийную батарею, а на флангах — два корпуса тяжелой конницы и в центре дивизию генерала Фриана, Наполеон готовился сокрушить центр русской армия в районе батареи Раевского и одержать полную победу.

Мы видим, как на кургане отбиваются солдаты двадцать четвертой дивизии генерала Лихачева, которых геройски поддерживали артиллеристы полковника Шульмана. На восточных скатах высоты становятся в боевой порядок направленные Кутузовым на поддержку защитникам батареи Раевского полки четвертой пехотной дивизии с генералом Е. Виртембергским во главе.

А вот еще один участок панорамы. Южнее деревни Семеновское через верховье оврага переваливает тяжелая кавалерия корпуса генерала Нансути, состоящая из двух кирасирских дивизий генерала Баланса и Сен-Жермена и легкой кавалерийской дивизии генерала Брюйера. Три кавалерийских дивизии против трех русских гренадерских полков, ставших насмерть на Семеновских высотах! Закованные в металлические доспехи «железные люди», как их прозвал Наполеон, мчатся сломя голову на каре наших гвардейцев — измайловцев, литовцев и финляндцев. Всадники-великаны на рослых конях, так и кажется, растопчут наших гвардейцев, зарубят их своими длинными палашами...

Художник запечатлел одну из трех таких атак. Он показал, с какой стальной твердостью оставались на своих боевых позициях русские гвардейцы и как противник отступал назад, теряя на ходу убитых и раненых. Гвардейцы в этот день проявили изумительную стойкость, достойную русских людей. Потеряв почти три тысячи человек — больше половины состава — они не отступили ни на шаг.

Каждый участок огромной панорамы средствами живописи правдиво изображает тот или иной эпизод грандиозной баталии.

Пятнадцать часов длился этот бой. Русская армия победила. Она нанесла смертельную рану армии Наполеона.

Тщательно реставрированное группой московских художников, скульпторов и рабочих, произведение непревзойденного мастера Франца Алексеевича Рубо на новом месте, в новом специальном здании на Кутузовском проспекте как бы воскресло, помолодело и зажило своей новой жизнью.

В. КАРАПЕТЯН

Открытие Музея-панорамы «Бородинская битва»

Е.А. Фурцева и А.М. Калашников открывают Музей-панораму
18 октября 1962 года

Празднование 150-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года в нашей стране началось митингом на Бородинском поле, продолжилось в Москве, открытием Музея-панорамы «Бородинская битва», а закончилось торжественным собранием в Кремлевском Дворце Съездов.