Холст панорамы был обследован реставраторами Третьяковской галереи

Весна 1939 года

Пе­ре­да­ча па­но­ра­мы в ве­де­ние На­род­но­го Ко­мис­са­ри­а­та обо­ро­ны не со­сто­я­лась, а Нар­ко­мат про­све­ще­ния «за­был» о том, что ему до­ве­ри­ли вос­ста­нов­ле­ние жи­во­пис­но­го по­лот­на и по­строй­ку зда­ния для му­зея. Кар­ти­на по-преж­не­му ле­жа­ла в хо­зяй­ствен­ном са­рае са­да «Эр­ми­таж». Имен­но здесь холст об­сле­до­вал ака­де­мик Игорь Эм­ма­ну­и­ло­вич Гра­барь вме­сте с груп­пой ху­дож­ни­ков-ре­став­ра­то­ров Тре­тья­ков­ской га­ле­реи.

Из­вест­ный ху­дож­ник-ре­став­ра­тор Ми­ха­ил Фё­до­ро­вич Ива­нов-Чу­ро­нов, в те­че­ние 20 лет за­ни­мав­ший­ся ре­став­ра­ци­ей па­но­ра­мы, вспо­ми­нал: «Зре­ли­ще бы­ло удру­ча­ю­щим. На­руж­ные вит­ки хол­ста пред­став­ля­ли со­бой сплош­ные кло­чья, рав­но как и один из кра­ёв по­лот­на - тот, на ко­то­ром бы­ло изоб­ра­же­но небо. Раз­вер­ты­вать по­лот­но, на­хо­дя­ще­е­ся в столь пла­чев­ном со­сто­я­нии, нече­го бы­ло и ду­мать. По­это­му мы огра­ни­чи­лись тем, что К.А. Фё­до­ров сде­лал ре­став­ра­ци­он­ным но­жом глу­бо­кий про­рез хол­ста с од­но­го края и пе­ре­счи­тал вит­ки. Их ока­за­лось 35.

Ко­мис­сия в сво­ём за­клю­че­нии кон­ста­ти­ро­ва­ла не про­сто ава­рий­ное со­сто­я­ние по­лот­на па­но­ра­мы, но и невоз­мож­ность её ре­став­ра­ции».