Созвана Специальная комиссия по вопросу возможности перевозки панорамы в Ленинград

8 марта 1940 года

27 февраля 1940 года из Секретариата Председателя СНК СССР в Комитет по делам искусств было направлено письмо художника Л.М. Весельчакова «о недопустимости перевозки в Ленинград для реставрации панорамы Бородинского боя» с поручением от Молотова «принять решение». Возглавлявший тогда Комитет по делам искусств Михаил Борисович Храпченко переправил письмо начальнику Главизо З.Н. Быкову с резолюцией: «Проверить возможность перевозки панорамы в Ленинград и дать заключение».

По письму Леонида Михайловича Весельчакова 8 марта 1940 года Главизо была созвана Специальная комиссия по осмотру сохранности панорамы «Бородино» и возможности перевозки её в Ленинград. В состав комиссии входили видные художники и реставраторы: И.Э. Грабарь, П.Д. Корин, П.Н. Рябинкин Г.К. Савицкий, С.В. Герасимов, А.Д. Чиварзин, С.Я. Бабкин, К.А. Фёдоров и другие. Секретарь комиссии - А.Н. Лужецкая.

По результатам внешнего осмотра накатанной на вал панорамы комиссия установила, «что на концах панорамы холст сильно истлел. На одном конце панорамы обнаружены три, на другом шесть оборотов холста, что вызвало у членов Комиссии сомнение в наличии на валу всей композиции панорамы. Для проверки числа оборотов холста по единогласному решению Комиссии был сделан небольшой разрез в середине панорамы, в результате чего оказалось возможным определить 31-32 оборота холста с живописью. Это доказывает наличие на валу основной части панорамы размером около 100 метров в длину; кроме того разрез дал возможность определить, что в средней части панорамы сохранность живописи и связь её с холстом относительно удовлетворительная». Кроме того «простукивание по всей длине вала дает возможность предположить, что сохранность панорамы фрагментарная, не одинаковая в различных частях панорамы».

Комиссия посчитала, что, так как панорама предназначается для Москвы или села Бородина, то во избежание излишних перевозок панорамы и в целях лучшей её сохранности «желательно произвести техническую реставрацию в г. Москве». Причём речь шла только о технической реставрации. Для её производства требовалось отапливаемое помещение размером 20х30, в крайнем случае – 14х24 м. Раскатку панорамы в условиях помещения склада «Эрмитаж» признали недопустимой, так как это может привести панораму к дальнейшему разрушению.

В случае невозможности найти в Москве нужного помещения для технической реставрации, Комиссия допустила перевозку панорамы в г. Ленинград, при условии соблюдения всех возможных мер предосторожности.

Для перевозки панорамы инженером А.Я. Кругловым была предложена специальная металлическая конструкция. Комиссия признала конструкцию соответствующей её назначению.

Комиссия признала желательным для проведения художественной реставрации произвести «после установки панорамы на место в специально отстроенном для её экспозиции помещении».

Перевозка была назначена на первую половину мая. Предполагалось, что в мае панорама будет осмотрена реставрационной комиссией Комитета по делам искусств при СНК СССР в развернутом виде и будет установлен окончательный порядок технической и художественной реставрации.

На проведение этих работ была выделена сумма в 81,5 тыс. рублей.