Проведение экспериментальных работы по сшивке авторского холста с новым

Июнь 1961 года

На последнем этапе реставрации специалисты должны были исправить коробление холста, очистить его от пыли и грязи, накопившихся за последние 10 лет.  17 июня реставраторы раскатали полотно на два десятка метров и тщательно осмотрели. А через три дня холст вывезли из Музея изобразительных искусств в Центральный выставочный зал (Манеж), где его осмотрела специальная комиссия, созданная Министерством культуры СССР.  По итогам осмотра было решено «восстановить замечательное творение Рубо и сделать это так, чтобы не были заметны следы времени и перенесенных им невзгод».

Реставрацию панорамы доверили Центральным научно-реставрационным мастерским. В бригаду реставраторов, которой руководил М.Ф. Иванов-Чуронов, вошли К.А. Федоров, М.Н. Махалов, С.Я. Бабкин, С.С. Чураков, И.Ф. Есаулов и Б.М. Шахов.

Прежде чем начинать непосредственно реставрацию панорамы, необходимо было решить одну проблему: соединить холст, предназначенный для написания неба, с нижней, батальной частью живописи. Еще во время реставрации 1949-1950 годов ту часть полотна, на которой было написано небо, пришлось отрезать, так как восстановить ее было невозможно. Летом 1951 года на Ленинградском комбинате имени Тельмана изготовили новый холст шириной 9,2 метра. И вот теперь нужно было сшить одинарный холст, на котором будет написано небо, с двойным, дублированным холстом батальной части. Но выдержит ли одинарный холст такую нагрузку, не начнется ли деформация?

Решили провести эксперимент. На его подготовку, на обсуждение методики экспериментальных работ ушло немало времени. Остановились на варианте, предложенном М.Ф. Ивановым-Чуроновым.

Сам М.Ф. Иванов-Чуронов вспоминал: «Был изготовлен металлический квадратный карниз, внутри которого вмонтировали два кольца. Периметр каждого из них составлял 1/9 длины панорамы. На одном из музейных складов отыскали живописный холст приблизительно того же вре­мени и той же фактуры, что и холст панорамы. Мы сдублиро­вали его и подшили к нему по горизонтали одинарный холст, предварительно загрунтовав и прописав его. Холст был наве­шен на кольца каркаса, натянут...

Не скрою, мы очень волновались каждый день, когда входили в мастерскую. И волновались не напрасно. Как только холст подсох после первой проклейки, произведенной уже после его навески, он дал морщины и крупные фалды внизу.

Чего-то мы не учли, не предусмотрели. А ведь за плечами у всех нас, вместе взятых, было около трехсот лет реставрационной работы... Однако какое-то чутье подсказывало нам, что путь, на который мы стали, в принципе верен... И мы про­должали поиски. День за днем, эксперимент за эксперимен­том, расчет за расчетом.

Это была «разведка боем», и она, в конце концов, увенча­лась успехом. Все оказалось просто: нужно было еще до проклейки холста оттянуть его капроновой нитью немного назад по линии горизонтального шва и прикрепить к стенкам карка­са. Усадка холста по окружности совершенно прекратилась.

Комиссия, придирчиво изучив итоги эксперимента, одобри­ла его и разрешила перейти к реставрационным работам».

Эксперимент по сшивке хостов завершился к 8 февраля 1962 года.

Подшивку нового холста к авторскому решили проводить в другом здании – вал с накатанным полотном перевезли в небольшое помещение автогаража на 1-й Мытищенской улице.