Последние работы по восстановлению панорамы

Июль-сентябрь 1962 года

После развески панорамы в новом здании музея необходимо было провести еще ряд очень важных работ: написать небо и утраченный батальный фрагмент картины.

Прежде чем приступить к написанию неба на пришитом новом холсте, художники-реставраторы должны были решить вопрос о составе грунта для его загрунтовки. С самого начала специалисты понимали, что применить какой-либо из общепринятых грунтов нельзя. 

Художник И.В. Евстигнеев вспоминал: «В данном случае грунт должен был быть не только очень прочным, стабильным и устойчивым к старению, но и эластичным, так как он наносится на свободно подвешенный холст с неизбежными при этом колебаниями и нагрузками. Грунт должен быть также достаточно светосильным и светопрочным, ибо на нем будет написана самая светлая часть панорамы – небо. И наконец, грунт должен быть таким, чтобы изменения натяжения загрунтованного холста были минимальными. А ведь эти изменения неизбежны; и потому, что небо создавалось нами на полсотни лет позднее остальной части панорамы, и потому, что оно писалось на однослойном холсте, тогда как нижняя, батальная часть после дублирования стала двухслойной».

В обсуждении состава грунта для холста новой части панорамы принимали участие виднейшие реставраторы и ученые, провели десятки экспериментов, и в результате удалось разработать рецепт принципиально нового состава синтетического грунта, который был предложен художником Михаилом Михайловичем Девятовым. Приготовлением нового грунта, похожего по цвету и консистенции на густое молоко, в грунтовочном цехе Художественного фонда СССР, занимались инженер-технолог Е.З. Аракчеева и мастер С.Н. Оловников со своими сотрудниками. Грунтовкой холста занимался сам М.М. Девятов с бригадой грунтовщиков.

Параллельно с этой работой художники Е.И. Лобанов и А.П. Мерзляков создавали эскиз неба. Им необходимо было не только создать шкалу колеров для всей площади неба, но и провести эксперименты с различными растворителями красок, разработать приемы нанесения колеров на швах полотна и проч.

15 августа 1962 года, когда вся подготовительная работа закончилась, на площадки подвесных люлек впервые поднялись художники, которым предстояло писать небо панорамы «Бородинская битва».

Важной частью восстановления панорамы было написание утраченного фрагмента батальной живописи панорамы, площадью в 51 квадратный метр. Условно этот фрагмент называется «Бой у деревни Семеновской». Этой работой занимался художник И.В. Евстигнеев – главный художник по восстановлению Бородинской панорамы. Источником для написания этого фрагмента служило лишь фототипическое изображение панорамы 1912 года. Эскиз фрагмента в 1/5 натуральной величины утвердили в начале 1962 года. Писали фрагмент в специальной мастерской, в доме 15 по Кутузовскому проспекту. После того, как 11 июля  панорама заняла свое место в новом здании, реставраторы подшили к нему готовый к тому времени фрагмент.