Панорама «Бородино» перевезена в Миусский собор

14 августа 1926 года
Собор во имя Святого Александра Невского на Миусской площади. Кадр из фильма «Третья Мещанская». 1927 год

После закрытия музея в 1918 году, началось тяжелое путешествие панорамы «Бородино» по складам и пакгаузам Москвы. Сначала ее отправили в Донской монастырь.  По дороге сломался вал, на который была намотана картина, и ее бросили на обочине Калужской улицы. Через какое-то время до монастыря картина все же добралась. Несколько лет она пролежала у стены – почти без защиты от дождя и снега. Затем её перевезли в манеж Нескучного сада. Позднее она оказалась в недостроенном Миусском соборе.

Собор во имя Святого Александра Невского на Миусской площади заложили в 1913 году, но не успели достроить в связи с событиями Первой мировой войны и революций 1917 года. Здание долго пустовало, от разграбления его защищала стойкость действовавшего при храме Приходского совета.

14 августа 1926 года, по решению заместителя заведующего Главнаукой М.П. Кристи, представитель Музейного отдела Н.В. Власов передал, а председатель Приходского совета Миусского собора протоиерей Александр Ворончев принял по акту «один вал, длиною более 7 саженей с накатанным на него холстом с изображением Бородинской битвы или так наз. Панорама Рубо». К этому времени сохранность картины уже была неудовлетворительной: согласно акту, «холст накатан на вал плохо, образует ряд значительных размеров складок и имеет прорывы». Осознав ответственность, члены Приходского совета уже через два дня обратились в Музейный отдел Главнауки с письмом, в котором сообщали о сложных условиях обеспечения сохранности панорамы в соборе: «недостроенный собор не имеет капитальных дверей, не имеет даже и рам в оконных пролетах. Проникающие внутрь собора атмосферные осадки и зимой и летом (в особенности осенью) попортят Панораму, ничем не защищенную, а воры чрез пролом дверных досчатых щитов могут порезать холст Панорамы и частями похитить». Но решение Главнаука не изменила.

В 1927 году на панораму обратил внимание какой-то очень влиятельный человек, картину даже хотели «развернуть… в том же соборе для осмотра публики». Но из этой затеи ничего не вышло, и она осталась гнить в пустующем храме.