Письмо П.Д. Корина и Е.В. Кудрявцева о необходимости реставрации панорамы «Бородинское сражение»
Не позднее 13 августа 1946 года

Панорама «Бородинское сражение» кисти профессора Ф. Рубо являлась уникальным произведением батального искусства, монументальным сооружением, отражающим исторический момент героизма русского народа. Это знаменитое произведение демонстрировалось в специально построенном павильоне в Москве с 1912 по 1919 г  С этого времени грандиозное полотно (120 м длины, 15 м высоты, свернутое на вал) побывало в различных гибельных для него условиях, вплоть до лежания на улице под дождем, и лишь перед Великой Отечественной войной, по предложению Комитета по делам искусств при СНК СССР, реставраторами Третьяковской галереи было перекатано на хороший вал и обследовано.

Мнения виднейших реставраторов-практиков сходились на трудности и нецелесообразности реставрации этого полотна, вследствие сильной поврежденности, громадных утрат (отгнивания) холста с живописью и грандиозности масштабов.

9 августа по инициативе МК ВКП(б) работниками Бородинского музея и реставраторами полотно было ВПЕРВЫЕ РАСКАТАНО ПОЛНОСТЬЮ. После детального обследования полотна в условиях полной раскатки и обозрения сверху заслуженным деятелем искусств художником П.Д. Кориным и главным художником-реставратором Государственной Третьяковской галереи Е.В. Кудрявцевым при участии лауреата Сталинской премии художника М.И. Авилова было установлено, что при осуществлении СОВЕРШЕННО НОВЫХ ПРИНЦИПОВ РЕСТАВРАЦИИ ВОЗМОЖНО ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭТОГО ЕДИНСТВЕННОГО В НАШЕЙ СТРАНЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПОКАЗА ШИРОКИМ МАССАМ НАШЕЙ РОДИНЫ.

Для претворения этого в жизнь требуется обеспечить:
1. Устройство двух специальных зданий в Москве и Бородине, поручив эту работу Министерству строительной промышленности.

2. Предоставление помещения для реставрационных работ размером 100 м длины, 10 м ширины и 7 м высоты, отапливаемого с температурой не менее 14 градусов.

3. Изготовление на фабрике им. Тельмана в Ленинграде специального широкого полотна по образцу оригинального полотна панорамы. Ширина полотнища по 6 м, всего в количестве 300 м.

4. Предоставление необходимых фондированных материалов, в том числе и импортных.

5. Возложить особые полномочия и руководство бригадами художников-реставраторов по восстановлению старого полотна и утраченной на нем живописи на художников Корина П.Д. и Кудрявцева Е.В., а в части написания новой живописи (все небо, композиционная часть) на художника М.И. Авилова.

6. Общее административное, хозяйственное и финансовое руководство по восстановлению панорамы в целом возложить персонально на директора Бородинского музея т. Кожухова С.И.

Учитывая единственный пример подобной работы в истории мирового искусства, чрезвычайную сложность и ответственность задания в порядке получения опыта, весьма желательна командировка сроком на 1 месяц ответственных лиц во Францию для изучения техники и технологии панорамного дела на имеющихся там панорамах.

Заслуженный деятель искусств

художник Корин

Главный художник-реставратор

Государственной Третьяковской галереи Кудрявцев

Публ. по: Москва послевоенная. 1945-1947: Арх. док. и материалы. М.: Изд-во объед. «Мосгорархив», 2000. С. 523. Арх. данные: ЦАОДМ. Ф. 3. Оп. 67. Д. 44. Л. 156-156 об.