Первый этап восстановления панорамы – техническая реставрация полотна: укрепление красочного слоя, дублирование холста, вставка заплат. По мере раскатки холста на специальном столе началось составление дефектного акта состояния панорамы с определением полного объема реставрационных работ.
«Сохранившаяся часть холста была сильно загрязнена, насквозь пропитана пылью. Она очень обветшала, а во многих местах истлела, имела помятости и разрывы, крупные изломы и складки, из которых 28 были длиной от 1 до 6 м. Значительная часть живописи утратила прочность и эластичность, имела осыпи, потертости, темные жировые пятна. На полотне было 52 разрыва без утраты авторского холста и 113 разрывов с утратой холста, при реставрации которых требовалась вставка заплат и восстановление живописи. Не все участки полотна пострадали равномерно, некоторым досталось больше других (так, в знаменитой сцене кавалерийского боя исчезли целые фигуры).
Уже из одного этого краткого перечня становится ясно, что задача, стоявшая перед нами, состояла из двух частей: технической реставрации полотна (укрепление красочного слоя, дублирование холста, вставка заплат) и последующей художественной реставрации…
Методика реставрационной работы была намечена, но разве заранее можно все предусмотреть?..
Вся реставрация панорамы была разделена на девять последовательных циклов. Первый цикл заключался в дезинфекции холста — сначала с обратной, а затем с лицевой стороны. Дважды пришлось при этом перекатать полотно через стол, внимательно следя, чтобы при перекатке не образовались «фалды», неровности и новые осыпи красочного слоя.
После этого мы приступили к обработке обратной стороны холста для предстоящего его дублирования. Для предохранения красочного слоя от каких-либо повреждений его целиком заклеили папиросной бумагой. Это обычный этап реставрационных работ, но масштабы... Нам приходилось заготовлять осетровый клей большими баками…
Второй цикл прошел успешно. Проклеенный холст стал более послушным и уже не доставлял нам при перекатке таких забот, как раньше.
О третьем цикле трудно рассказать подробно, хотя он был одним из самых трудоемких. Специальными реставрационными ножами мы срезали тонкие слои холста с обратной стороны: для дублирования — подведения нового холста — старый холст должен быть ровным и эластичным.
Перейдя к четвертому циклу, мы произвели первичную проклейку осетровым клеем обратной стороны старого, авторского холста, а потом (это уже пятый цикл) — двукратную проклейку нового холста.
Самым трудоемким и ответственным был шестой цикл — дублировка. Эта работа была не только велика по объему, но и наиболее ответственна: при малейшей ошибке, допущенной нами, холст панорамы мог «уйти в сторону» и не совпасть по ширине с новым холстом. Каждый участок полотна после наклейки тщательно проглаживался горячими и холодными утюгами. Когда был завершен этот цикл, холст панорамы стал не только вдвое тяжелее, но и значительно прочнее.
Дальше было легче. Седьмой цикл заключался в том, что мы горячей водой смыли папиросную бумагу и остатки осетрового клея с живописи».
Закончилась техническая реставрация полотна панорамы в июне 1950 года.