Начало технической реставрация панорамы

23 мая 1949 года

Первый этап восстановления панорамы – техническая реставрация полотна: укрепление красочного слоя, дублирование холста, вставка заплат. По мере раскатки холста на специальном столе началось составление дефектного акта состояния панорамы с определением полного объема реставрационных работ.

«Сохранившаяся часть холста была сильно загрязнена, на­сквозь пропитана пылью. Она очень обветшала, а во многих местах истлела, имела помятости и разрывы, крупные изломы и складки, из которых 28 были длиной от 1 до 6 м. Значитель­ная часть живописи утратила прочность и эластичность, имела осыпи, потертости, темные жировые пятна. На полотне было 52 разрыва без утраты авторского холста и 113 разрывов с утратой холста, при реставрации которых требовалась вставка заплат и восстановление живописи. Не все участки полотна пострадали равномерно, некоторым досталось больше других (так, в знаменитой сцене кавалерийского боя исчезли целые фигуры).

Уже из одного этого краткого перечня становится ясно, что задача, стоявшая перед нами, состояла из двух частей: технической реставрации полотна (укрепление красочного слоя, дублирование холста, вставка заплат) и последующей художественной реставрации…

Методика реставрационной работы была намечена, но раз­ве заранее можно все предусмотреть?..

Вся реставрация панорамы была разделена на девять пос­ледовательных циклов. Первый цикл заключался в дезинфек­ции холста — сначала с обратной, а затем с лицевой стороны. Дважды пришлось при этом перекатать полотно через стол, внимательно следя, чтобы при перекатке не образовались «фалды», неровности и новые осыпи красочного слоя.

После этого мы приступили к обработке обратной стороны холста для предстоящего его дублирования. Для предохране­ния красочного слоя от каких-либо повреждений его цели­ком заклеили папиросной бумагой. Это обычный этап рестав­рационных работ, но масштабы... Нам приходилось заготов­лять осетровый клей большими баками…

Второй цикл прошел успешно. Проклеенный холст стал бо­лее послушным и уже не доставлял нам при перекатке таких забот, как раньше.

О третьем цикле трудно рассказать подробно, хотя он был одним из самых трудоемких. Специальными реставраци­онными ножами мы срезали тонкие слои холста с обратной стороны: для дублирования — подведения нового холста — старый холст должен быть ровным и эластичным.

Перейдя к четвертому циклу, мы произвели первичную проклейку осетровым клеем обратной стороны старого, ав­торского холста, а потом (это уже пятый цикл) — двукратную проклейку нового холста.

Самым трудоемким и ответственным был шестой цикл — дублировка. Эта работа была не только велика по объему, но и наиболее ответственна: при малейшей ошибке, допущенной нами, холст панорамы мог «уйти в сторону» и не совпасть по ширине с новым холстом. Каждый участок полотна после на­клейки тщательно проглаживался горячими и холодными утю­гами. Когда был завершен этот цикл, холст панорамы стал не только вдвое тяжелее, но и значительно прочнее.

Дальше было легче. Седьмой цикл заключался в том, что мы горячей водой смыли папиросную бумагу и остатки осет­рового клея с живописи».

Закончилась техническая реставрация полотна панорамы в июне 1950 года.