Музейная коллекция пополнилась рисунком Франца Рубо «Кавалеристы»

28 января 1974 года

Ка­за­лось бы, что за со­бы­тие – фон­ды  му­зея по­пол­ни­лись эс­ки­зом Фран­ца Ру­бо «Ка­ва­ле­ри­сты». Это не «Жи­вой мост» и не «Ата­ка за­по­рож­цев». Но ис­то­рия при­об­ре­те­ния этой ра­бо­ты ста­ла яр­ким при­ме­ром упор­ства и ак­тив­ной по­ли­ти­ки му­зея по ком­плек­то­ва­нию сво­их кол­лек­ций про­из­ве­де­ни­я­ми са­мо­го глав­но­го для нас ху­дож­ни­ка.

Всё на­ча­лось в 1965 го­ду, ко­гда со­труд­ни­ки па­но­ра­мы при­сту­пи­ли к под­го­тов­ке вы­став­ки, по­свя­щён­ной 110-ле­тию Ф. Ру­бо. В му­зеи стра­ны, хра­нив­шие кар­ти­ны и ри­сун­ки ху­дож­ни­ка, бы­ли разо­сла­ны за­про­сы с при­гла­ше­ни­ем к уча­стию в вы­став­ке. От­ка­зов по­чти не бы­ло.

Про­из­ве­де­ния Ру­бо при­сла­ли Рус­ский му­зей, Тре­тья­ков­ка, Се­ва­сто­поль­ский му­зей-па­но­ра­ма, мос­ков­ский Му­зей ко­не­вод­ства, Одес­ская кар­тин­ная га­ле­рея и дру­гие. Из Ро­стов­ско­го му­зея изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств, сро­ком на один год, по­лу­чен эс­киз «Ка­ва­ле­ри­сты».

15 июня 1966 го­да в Му­зее-па­но­ра­ме в честь юби­лея про­шло за­се­да­ние Учё­но­го со­ве­та, по за­вер­ше­нии ко­то­ро­го бы­ла от­кры­та пер­вая в СССР пер­со­наль­ная вы­став­ка про­из­ве­де­ний со­зда­те­ля па­но­ра­мы «Бо­ро­ди­но». Вы­став­ка поль­зо­ва­лась успе­хом, и в кон­це го­да ре­ши­ли оста­вить её ещё на год, а по­том – и ещё…

В 1969 го­ду Ро­стов­ский му­зей ре­шил за­брать с вы­став­ки эс­киз Ф. Ру­бо «Ка­ва­ле­ри­сты» и 11 де­каб­ря глав­но­му хра­ни­те­лю Му­зея-па­но­ра­мы П.М. Во­ло­ди­ну на­пра­ви­ли пись­мо с со­от­вет­ству­ю­щей прось­бой, под­пи­сан­ное глав­ным хра­ни­те­лем ро­стов­ско­го му­зея К.Т. Миц­ке­ви­чем. В от­вет­ном пись­ме Па­вел Ми­хай­ло­вич «го­ря­чо» бла­го­да­рил кол­лег за воз­мож­ность экс­по­ни­ро­вать «Ка­ва­ле­ри­стов» на вы­став­ке, про­сил про­длить срок хра­не­ния ещё на год и… пред­ла­гал об­ме­нять «на­зван­ное про­из­ве­де­ние Ру­бо на про­из­ве­де­ние, необ­хо­ди­мое для экс­по­зи­ции Ва­ше­му му­зею, ко­то­рое мы мог­ли бы при­об­ре­сти по Ва­шей ре­ко­мен­да­ции». Ро­стов от­ка­зал­ся от та­кой сдел­ки и по­тре­бо­вал воз­вра­ще­ния эс­ки­за.

Об­мен пись­ма­ми глав­ных хра­ни­те­лей стал про­ло­гом к дли­тель­ной пе­ре­пис­ке (1970-1971) уже ди­рек­то­ров му­зеев: Юлии Лео­ни­дов­ны Руд­ниц­кой, с ро­стов­ской сто­ро­ны, и Ни­ко­лая Ан­дре­еви­ча Ко­ло­со­ва, со сто­ро­ны мос­ков­ской.

Му­зей-па­но­ра­ма объ­яс­нял свою прось­бу тем, что ри­су­нок «Ка­ва­ле­ри­сты» стал неотъ­ем­ле­мой ча­стью экс­по­зи­ции за­ла, по­свя­щён­но­го твор­че­ству Ф.А. Ру­бо. Он ва­жен для му­зея, преж­де все­го тем, что на­пи­сан был ху­дож­ни­ком в 1911 го­ду, т.е. в пе­ри­од его ра­бо­ты над па­но­ра­мой «Бо­ро­дин­ская бит­ва» и дру­го­го про­из­ве­де­ния, от­но­ся­ще­го­ся к дан­но­му эта­пу его твор­че­ства, най­ти не уда­лось. В по­мощь се­бе сто­лич­ный му­зей при­влёк «тя­жё­лую ар­тил­ле­рию» в ли­це за­ме­сти­те­ля ми­ни­стра куль­ту­ры РСФСР Ва­си­лия Ми­хай­ло­ви­ча Стри­га­но­ва и ру­ко­вод­ство Управ­ле­ния изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств то­го же ми­ни­стер­ства. Они в пол­ной ме­ре под­дер­жа­ли стрем­ле­ние Му­зея-па­но­ра­мы по­лу­чить же­ла­е­мый эс­киз, под­кре­пив его та­ким важ­ным до­во­дом, что для па­но­ра­мы «этот этюд пред­став­ля­ет боль­шой ин­те­рес и ис­клю­чить его из экс­по­зи­ции сто­лич­но­го му­зея, где с ним мо­жет озна­ко­мить­ся зна­чи­тель­но боль­шее ко­ли­че­ство зри­те­лей, бы­ло бы неце­ле­со­об­раз­но».

Ро­стов­чане с са­мо­го на­ча­ла за­ня­ли по­зи­цию со­про­тив­ле­ния при­тя­за­ни­ям сто­лич­но­го му­зея и ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зы­ва­лись от об­ме­на. Ни­ко­лая Ан­дре­еви­ча Ко­ло­со­ва об­ви­ня­ли в на­ру­ше­нии «об­ще­при­ня­тых норм в от­но­ше­ни­ях меж­ду му­зе­я­ми» и тре­бо­ва­ли неза­мед­ли­тель­но­го воз­вра­та ри­сун­ка Ру­бо. Де­ло до­шло да­же до от­прав­ки те­ле­грам­мы с объ­яв­ле­ни­ем уль­ти­ма­ту­ма, что в слу­чае за­держ­ки воз­вра­та эс­ки­за Ро­стов­ский му­зей об­ра­тит­ся в про­ку­ра­ту­ру.

Всё за­кон­чи­лось 28 ян­ва­ря 1974 го­да, ко­гда при­ка­зом Ми­ни­стер­ства куль­ту­ры РСФСР Ро­стов­ско­му об­ласт­но­му му­зею изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств пред­пи­сы­ва­лось «пе­ре­дать в по­сто­ян­ное поль­зо­ва­ние Му­зею-па­но­ра­ме «Бо­ро­дин­ская бит­ва» про­из­ве­де­ние Ф. Ру­бо «Ка­ва­ле­ри­сты». В от­вет Му­зей-па­но­ра­ма «Бо­ро­дин­ская бит­ва» пе­ре­дал в Ро­стов­ский му­зей спе­ци­аль­но при­об­ре­тён­ный для дан­но­го слу­чая за 500 руб­лей, пей­заж Р. Фаль­ка «Цве­ты в по­ле».

На ко­пии При­ка­за ми­ни­стер­ства куль­ту­ры РСФСР, при­слан­ной в па­но­ра­му, ди­рек­тор му­зея Н.А. Ко­ло­сов на­пи­сал ре­зо­лю­цию глав­но­му хра­ни­те­лю: «Про­шу офор­мить пе­ре­да­чу над­ле­жа­щим об­ра­зом. Вот и за­кон­чи­лась дол­го­лет­няя эпо­пея. 8.02.74».

P.S. Изоб­ра­же­ния ри­сун­ка Фран­ца Ру­бо «Ка­ва­ле­ри­сты» и пей­заж Ро­бер­та Фаль­ка «Цве­ты в по­ле» мож­но най­ти в Гос­ка­та­ло­ге РФ, на стра­ни­цах со­от­вет­ству­ю­щих му­зеев.

 

 

Пе­ре­пис­ка Му­зея-па­но­ра­мы «Бо­ро­дин­ская бит­ва» с Ро­стов­ским об­ласт­ным му­зе­ем изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств по пе­ре­да­че ри­сун­ка Фран­ца Ру­бо «Ка­ва­ле­ри­сты»

 

21 ян­ва­ря 1970 г. Ро­стов­ский му­зей – Му­зею-па­но­ра­ме.

«Ро­стов­ский об­ласт­ной му­зей изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств про­сит воз­вра­тить нам ра­бо­ту Ф.А. Ру­бо «Ка­ва­ле­ри­сты»

Му­зей бла­го­да­рит Вас за пред­ло­же­ние об об­мене дан­но­го про­из­ве­де­ния на дру­гое, но при­нять его воз­дер­жи­ва­ет­ся».

 

2 фев­ра­ля 1970 г.  Му­зей-па­но­ра­ма – Ро­стов­ско­му му­зею.

«На Ва­ше пись­мо… Му­зей-па­но­ра­ма «Бо­ро­дин­ская бит­ва» ещё раз об­ра­ща­ет­ся с убе­ди­тель­ной прось­бой о про­дле­нии сро­ка хра­не­ния ри­сун­ка Ф.А. Ру­бо «Ка­ва­ле­ри­сты» ещё на один год…

Прось­ба вы­зва­на тем, что этот ри­су­нок на­хо­дит­ся в экс­по­зи­ции за­ла, по­свя­щён­но­го твор­че­ству Ф.А. Ру­бо. К со­жа­ле­нию, дру­го­го про­из­ве­де­ния от­но­ся­ще­го­ся к это­му пе­ри­о­ду его твор­че­ства нам до сих пор при­об­ре­сти не уда­лось.

Про­сим Вас не от­ка­зать в этой прось­бе».

 

26 фев­ра­ля 1970 г. Ро­стов­ский му­зей – Му­зею-па­но­ра­ме.

Те­ле­грам­ма.

«СРОЧНО ВОЗВРАТИТЕ ЭТЮД РУБО СЛУЧАЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЗАДЕРЖКЕ ПЕРЕДАЕМ ИСК ПРОКУРОРУ = ДИРЕКТОР РУДНИЦКАЯ»

 

5 мар­та 1970 г. Ро­стов­ский му­зей – Му­зею-па­но­ра­ме.

«На Ва­ше пись­мо… Ро­стов­ский му­зей изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств от­ве­ча­ет, что про­длить срок хра­не­ния этю­да Ф.А. Ру­бо «Ка­ва­ле­ри­сты» мы не мо­жем.

На­сто­я­тель­но про­сим воз­вра­тить его нам. На­де­ем­ся, что не бу­дет необ­хо­ди­мо­сти об­ра­щать­ся в МК РСФСР по дан­но­му во­про­су».

 

По «дан­но­му во­про­су» в Ми­ни­стер­ство куль­ту­ры об­ра­тил­ся Му­зей-па­но­ра­ма «Бо­ро­дин­ская бит­ва».

 

27 мар­та 1970 г. Му­зей-па­но­ра­ма – На­чаль­ни­ку Управ­ле­ния изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств Ми­ни­стер­ства куль­ту­ры РСФСР Ф.В. Ка­лаш­не­ву.

Опи­сав суть про­бле­мы Ни­ко­лай Ан­дре­евич так объ­яс­нил по­зи­цию Му­зея-па­но­ра­мы: «Мы счи­та­ем, что этот один неболь­шой этюд Ру­бо не мо­жет иг­рать боль­шой ро­ли в Ро­стов­ском му­зее изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств. В то­же вре­мя, в Му­зее-па­но­ра­ме, вме­сте с ря­дом дру­гих про­из­ве­де­ний Ру­бо, на­чи­ная с име­ю­щих­ся здесь его уче­ни­че­ских ра­бот, у мно­го­чис­лен­ных по­се­ти­те­лей со­зда­ёт­ся пред­став­ле­ние о твор­че­ском пу­ти ху­дож­ни­ка.

Про­шу Вас ока­зать со­дей­ствие в со­хра­не­нии этю­да Ру­бо «Ка­ва­ле­ри­сты» для экс­по­зи­ции Му­зея-па­но­ра­мы».

 

15 сен­тяб­ря 1970 г. Зам. на­чаль­ни­ка Управ­ле­ния учре­жде­ний изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств Ми­ни­стер­ства куль­ту­ры РСФСР Б. Фе­дюш­кин – Ро­стов­ский му­зей. Вто­рич­но.

«…Бу­дучи един­ствен­ным про­из­ве­де­ни­ем Ф. Ру­бо в Ва­шем му­зее, этюд «Ка­ва­ле­ри­сты» не иг­ра­ет су­ще­ствен­ной ро­ли в экс­по­зи­ции. Вы мо­же­те до­го­во­рить­ся с па­но­ра­мой «Бо­ро­дин­ская бит­ва» о рав­но­ве­со­мой за­мене, ко­то­рая не на­не­сёт ущер­ба му­зей­ной кол­лек­ции. Для па­но­ра­мы же этот этюд пред­став­ля­ет боль­шой ин­те­рес и ис­клю­чить его из экс­по­зи­ции сто­лич­но­го му­зея, где с ним мо­жет озна­ко­мить­ся зна­чи­тель­но боль­шее ко­ли­че­ство зри­те­лей, бы­ло бы неце­ле­со­об­раз­но».

 

24 сен­тяб­ря 1970 г. Му­зей-па­но­ра­ма – Ро­стов­ско­му му­зею.

«В свя­зи с Ва­шим ка­те­го­ри­че­ским тре­бо­ва­ни­ем о немед­лен­ном воз­вра­те этю­да Ф.А. Ру­бо «Ка­ва­ле­ри­сты», мы бы­ли вы­нуж­де­ны об­ра­тить­ся в Ми­ни­стер­ство куль­ту­ры РСФСР за со­дей­стви­ем в про­дле­нии сро­ка на­хож­де­ния это­го про­из­ве­де­ния в экс­по­зи­ции Му­зея-па­но­ра­мы «Бо­ро­дин­ская бит­ва».

На­ми по­лу­че­на ко­пия пись­ма Ми­ни­стер­ства куль­ту­ры РСФСР…, адре­со­ван­но­го Ва­ше­му му­зею.

Со­глас­но это­го пись­ма, Му­зей-па­но­ра­ма «Бо­ро­дин­ская бит­ва» хо­тел бы при­об­ре­сти для Вас рав­но­цен­ную за­ме­ну. Про­сим Вас со­об­щить ху­дож­ни­ков, про­из­ве­де­ния ко­то­рых необ­хо­ди­мы для экс­по­зи­ции Ва­ше­го му­зея…»

 

1 ок­тяб­ря 1970 г. Ро­стов­ский му­зей – Му­зею-па­но­ра­ме.

«Ува­жа­е­мый т. Ко­ло­сов!

За то вре­мя, по­ка Вы, во­пре­ки об­ще­при­ня­тым нор­мам в от­но­ше­ни­ях меж­ду му­зе­я­ми, дер­жи­те у се­бя при­над­ле­жа­щий нам этюд Ф. Ру­бо несмот­ря на неод­но­крат­ные на­по­ми­на­ния с на­шей сто­ро­ны о его воз­вра­те – за это вре­мя та­кой со­лид­ный му­зей, как Ваш мог бы в лич­ных кол­лек­ци­ях Моск­вы или Ле­нин­гра­да, а так­же через ан­ти­квар­ные ма­га­зи­ны сто­ли­цы най­ти для сво­ей кол­лек­ции ана­ло­гич­ную вещь Ру­бо. Я ни­ко­гда не по­ве­рю, чтобы нель­зя бы­ло най­ти и при­об­ре­сти для му­зея-па­но­ра­мы этюд это­го ху­дож­ни­ка.

Мы ка­те­го­ри­че­ски про­тив и уже со­об­щи­ли в Ми­ни­стер­ство об этом. Ещё раз про­шу Вас неза­мед­ли­тель­но вер­нуть этюд, срок вре­мен­ной вы­да­чи ко­то­ро­го дав­но про­шёл».

Ре­зо­лю­ция Н.А. Ко­ло­со­ва: «Т. Во­ло­ди­ну. Нуж­но свя­зать­ся с Ми­ни­стер­ством куль­ту­ры РСФСР. 5.10.70».

 

7 июля 1972 г. Ро­стов­ский му­зей – Му­зею-па­но­ра­ме.

«Про­сим неза­мед­ли­тель­но вы­слать в адрес му­зея… при­над­ле­жа­щий нам этюд ху­дож­ни­ка РУБО «КАВАЛЕРИСТЫ».

Вы дер­жи­те его уже ше­стой год и, су­дя по на­шей пе­ре­пис­ке и Ва­шим хло­по­там в Ми­ни­стер­стве куль­ту­ры РСФСР об остав­ле­нии этю­да у се­бя на по­сто­ян­ном хра­не­нии, Вы на­ру­ша­е­те об­ще­при­ня­тые эти­че­ские нор­мы в от­но­ше­ни­ях меж­ду му­зе­я­ми. По­это­му пре­ду­пре­ждаю Вас о немед­лен­ном воз­вра­ще­нии этю­да. В слу­чае от­ка­за му­зей об­ра­ща­ет­ся в Про­ку­ра­ту­ру го­ро­да Моск­вы».

Ре­зо­лю­ция Н.А. Ко­ло­со­ва: «Т. Во­ло­ди­ну П.М. Пр. под­го­то­вить пись­мо зам. ми­ни­стра куль­ту­ры РСФСР тов. Стри­га­но­ву В.М.»

 

13 июля 1972 г. Му­зей-па­но­ра­ма – За­ме­сти­те­лю ми­ни­стра куль­ту­ры РСФСР Ва­си­лию Ми­хай­ло­ви­чу Стри­га­но­ву.

«В мае 1965 г. Му­зей-па­но­ра­ма «Бо­ро­дин­ская бит­ва» по­лу­чил на вре­мен­ное хра­не­ние для экс­по­зи­ции из Ро­стов­ско­го об­ласт­но­го му­зея изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств ра­бо­ту Ф.А. Ру­бо «Ка­ва­ле­ри­сты».

Этот ри­су­нок от­но­сит­ся к пе­ри­о­ду ра­бо­ты ху­дож­ни­ка над па­но­ра­мой «Бо­ро­дин­ская бит­ва». Он един­ствен­ный. Об­на­ру­жить дру­гих ра­бот это­го пе­ри­о­да не уда­лось. Он крайне необ­хо­дим для на­шей экс­по­зи­ции, где осве­ща­ет­ся твор­че­ский путь ху­дож­ни­ка.

На на­ши неод­но­крат­ные об­ра­ще­ния в Ро­стов­ский му­зей об об­мене мы по­лу­ча­ли ка­те­го­ри­че­ские от­ка­зы. Мы по­ла­га­ем, что для Ро­стов­ско­го му­зея эта неболь­шая ра­бо­та Ру­бо не иг­ра­ет су­ще­ствен­ной ро­ли.

Убе­ди­тель­но про­сим Вас ре­шить во­прос о пе­ре­да­че ри­сун­ка Ру­бо «Ка­ва­ле­ри­сты» на по­сто­ян­ное хра­не­ние Му­зею-па­но­ра­ме.

В свою оче­редь, мы бе­рем обя­за­тель­ство вза­мен этой ра­бо­ты при­об­ре­сти для Ро­стов­ско­го му­зея необ­хо­ди­мое про­из­ве­де­ние».

 

28 ян­ва­ря 1974 г. При­каз по Ми­ни­стер­ству куль­ту­ры РСФСР № 67. «О пе­ре­да­че про­из­ве­де­ний».

«1. Му­зею-па­но­ра­ме «Бо­ро­дин­ская бит­ва» пе­ре­дать в по­сто­ян­ное поль­зо­ва­ние Ро­стов­ско­му му­зею изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств пей­заж Р. Фаль­ка «Цве­ты в по­ле». НВ-1346.

2. Ро­стов­ско­му му­зею изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств пе­ре­дать в по­сто­ян­ное поль­зо­ва­ние Му­зею-па­но­ра­ме «Бо­ро­дин­ская бит­ва» про­из­ве­де­ние Ф. Ру­бо «Ка­ва­ле­ри­сты», инв. № Ж-120.

За­ме­сти­тель ми­ни­стра куль­ту­ры РСФСР  Е. Зай­цев».

 

Ре­зо­лю­ция Н.А. Ко­ло­со­ва: «т. Во­ло­ди­ну П.М. Про­шу офор­мить пе­ре­да­чу над­ле­жа­щим об­ра­зом. Вот и за­кон­чи­лась дол­го­лет­няя эпо­пея. 8.02.74».

Казалось бы, что за событие – фонды  музея пополнились эскизом Франца Рубо «Кавалеристы». Это не «Живой мост» и не «Атака запорожцев». Но история приобретения этой работы стала ярким примером упорства и активной политики музея по комплектованию своих коллекций произведениями самого главного для нас художника.

Всё началось в 1965 году, когда сотрудники панорамы приступили к подготовке выставки, посвящённой 110-летию Ф. Рубо. В музеи страны, хранившие картины и рисунки художника, были разосланы запросы с приглашением к участию в выставке. Отказов почти не было.

Произведения Рубо прислали Русский музей, Третьяковка, Севастопольский музей-панорама, московский Музей коневодства, Одесская картинная галерея и другие. Из Ростовского музея изобразительных искусств, сроком на один год, получен эскиз «Кавалеристы».

15 июня 1966 года в Музее-панораме в честь юбилея прошло заседание Учёного совета, по завершении которого была открыта первая в СССР персональная выставка произведений создателя панорамы «Бородино». Выставка пользовалась успехом, и в конце года решили оставить её ещё на год, а потом – и ещё…

В 1969 году Ростовский музей решил забрать с выставки эскиз Ф. Рубо «Кавалеристы» и 11 декабря главному хранителю Музея-панорамы П.М. Володину направили письмо с соответствующей просьбой, подписанное главным хранителем ростовского музея К.Т. Мицкевичем. В ответном письме Павел Михайлович «горячо» благодарил коллег за возможность экспонировать «Кавалеристов» на выставке, просил продлить срок хранения ещё на год и… предлагал обменять «названное произведение Рубо на произведение, необходимое для экспозиции Вашему музею, которое мы могли бы приобрести по Вашей рекомендации». Ростов отказался от такой сделки и потребовал возвращения эскиза.

Обмен письмами главных хранителей стал прологом к длительной переписке (1970-1971) уже директоров музеев: Юлии Леонидовны Рудницкой, с ростовской стороны, и Николая Андреевича Колосова, со стороны московской.

Музей-панорама объяснял свою просьбу тем, что рисунок «Кавалеристы» стал неотъемлемой частью экспозиции зала, посвящённого творчеству Ф.А. Рубо. Он важен для музея, прежде всего тем, что написан был художником в 1911 году, т.е. в период его работы над панорамой «Бородинская битва» и другого произведения, относящегося к данному этапу его творчества, найти не удалось. В помощь себе столичный музей привлёк «тяжёлую артиллерию» в лице заместителя министра культуры РСФСР Василия Михайловича Стриганова и руководство Управления изобразительных искусств того же министерства. Они в полной мере поддержали стремление Музея-панорамы получить желаемый эскиз, подкрепив его таким важным доводом, что для панорамы «этот этюд представляет большой интерес и исключить его из экспозиции столичного музея, где с ним может ознакомиться значительно большее количество зрителей, было бы нецелесообразно».

Ростовчане с самого начала заняли позицию сопротивления притязаниям столичного музея и категорически отказывались от обмена. Николая Андреевича Колосова обвиняли в нарушении «общепринятых норм в отношениях между музеями» и требовали незамедлительного возврата рисунка Рубо. Дело дошло даже до отправки телеграммы с объявлением ультиматума, что в случае задержки возврата эскиза Ростовский музей обратится в прокуратуру.

Всё закончилось 28 января 1974 года, когда приказом Министерства культуры РСФСР Ростовскому областному музею изобразительных искусств предписывалось «передать в постоянное пользование Музею-панораме «Бородинская битва» произведение Ф. Рубо «Кавалеристы». В ответ Музей-панорама «Бородинская битва» передал в Ростовский музей специально приобретённый для данного случая за 500 рублей, пейзаж Р. Фалька «Цветы в поле».

На копии Приказа министерства культуры РСФСР, присланной в панораму, директор музея Н.А. Колосов написал резолюцию главному хранителю: «Прошу оформить передачу надлежащим образом. Вот и закончилась долголетняя эпопея. 8.02.74».

P.S. Изображения рисунка Франца Рубо «Кавалеристы» и пейзаж Роберта Фалька «Цветы в поле» можно найти в Госкаталоге РФ, на страницах соответствующих музеев.

 

 

Переписка Музея-панорамы «Бородинская битва» с Ростовским областным музеем изобразительных искусств по передаче рисунка Франца Рубо «Кавалеристы»

 

21 января 1970 г. Ростовский музей – Музею-панораме.

«Ростовский областной музей изобразительных искусств просит возвратить нам работу Ф.А. Рубо «Кавалеристы»

Музей благодарит Вас за предложение об обмене данного произведения на другое, но принять его воздерживается».

 

2 февраля 1970 г.  Музей-панорама – Ростовскому музею.

«На Ваше письмо… Музей-панорама «Бородинская битва» ещё раз обращается с убедительной просьбой о продлении срока хранения рисунка Ф.А. Рубо «Кавалеристы» ещё на один год…

Просьба вызвана тем, что этот рисунок находится в экспозиции зала, посвящённого творчеству Ф.А. Рубо. К сожалению, другого произведения относящегося к этому периоду его творчества нам до сих пор приобрести не удалось.

Просим Вас не отказать в этой просьбе».

 

26 февраля 1970 г. Ростовский музей – Музею-панораме.

Телеграмма.

«СРОЧНО ВОЗВРАТИТЕ ЭТЮД РУБО СЛУЧАЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЗАДЕРЖКЕ ПЕРЕДАЕМ ИСК ПРОКУРОРУ = ДИРЕКТОР РУДНИЦКАЯ»

 

5 марта 1970 г. Ростовский музей – Музею-панораме.

«На Ваше письмо… Ростовский музей изобразительных искусств отвечает, что продлить срок хранения этюда Ф.А. Рубо «Кавалеристы» мы не можем.

Настоятельно просим возвратить его нам. Надеемся, что не будет необходимости обращаться в МК РСФСР по данному вопросу».

 

По «данному вопросу» в Министерство культуры обратился Музей-панорама «Бородинская битва».

 

27 марта 1970 г. Музей-панорама – Начальнику Управления изобразительных искусств Министерства культуры РСФСР Ф.В. Калашневу.

Описав суть проблемы Николай Андреевич так объяснил позицию Музея-панорамы: «Мы считаем, что этот один небольшой этюд Рубо не может играть большой роли в Ростовском музее изобразительных искусств. В тоже время, в Музее-панораме, вместе с рядом других произведений Рубо, начиная с имеющихся здесь его ученических работ, у многочисленных посетителей создаётся представление о творческом пути художника.

Прошу Вас оказать содействие в сохранении этюда Рубо «Кавалеристы» для экспозиции Музея-панорамы».

 

15 сентября 1970 г. Зам. начальника Управления учреждений изобразительных искусств Министерства культуры РСФСР Б. Федюшкин – Ростовский музей. Вторично.

«…Будучи единственным произведением Ф. Рубо в Вашем музее, этюд «Кавалеристы» не играет существенной роли в экспозиции. Вы можете договориться с панорамой «Бородинская битва» о равновесомой замене, которая не нанесёт ущерба музейной коллекции. Для панорамы же этот этюд представляет большой интерес и исключить его из экспозиции столичного музея, где с ним может ознакомиться значительно большее количество зрителей, было бы нецелесообразно».

 

24 сентября 1970 г. Музей-панорама – Ростовскому музею.

«В связи с Вашим категорическим требованием о немедленном возврате этюда Ф.А. Рубо «Кавалеристы», мы были вынуждены обратиться в Министерство культуры РСФСР за содействием в продлении срока нахождения этого произведения в экспозиции Музея-панорамы «Бородинская битва».

Нами получена копия письма Министерства культуры РСФСР…, адресованного Вашему музею.

Согласно этого письма, Музей-панорама «Бородинская битва» хотел бы приобрести для Вас равноценную замену. Просим Вас сообщить художников, произведения которых необходимы для экспозиции Вашего музея…»

 

1 октября 1970 г. Ростовский музей – Музею-панораме.

«Уважаемый т. Колосов!

За то время, пока Вы, вопреки общепринятым нормам в отношениях между музеями, держите у себя принадлежащий нам этюд Ф. Рубо несмотря на неоднократные напоминания с нашей стороны о его возврате – за это время такой солидный музей, как Ваш мог бы в личных коллекциях Москвы или Ленинграда, а также через антикварные магазины столицы найти для своей коллекции аналогичную вещь Рубо. Я никогда не поверю, чтобы нельзя было найти и приобрести для музея-панорамы этюд этого художника.

Мы категорически против и уже сообщили в Министерство об этом. Ещё раз прошу Вас незамедлительно вернуть этюд, срок временной выдачи которого давно прошёл».

Резолюция Н.А. Колосова: «Т. Володину. Нужно связаться с Министерством культуры РСФСР. 5.10.70».

 

7 июля 1972 г. Ростовский музей – Музею-панораме.

«Просим незамедлительно выслать в адрес музея… принадлежащий нам этюд художника РУБО «КАВАЛЕРИСТЫ».

Вы держите его уже шестой год и, судя по нашей переписке и Вашим хлопотам в Министерстве культуры РСФСР об оставлении этюда у себя на постоянном хранении, Вы нарушаете общепринятые этические нормы в отношениях между музеями. Поэтому предупреждаю Вас о немедленном возвращении этюда. В случае отказа музей обращается в Прокуратуру города Москвы».

Резолюция Н.А. Колосова: «Т. Володину П.М. Пр. подготовить письмо зам. министра культуры РСФСР тов. Стриганову В.М.»

 

13 июля 1972 г. Музей-панорама – Заместителю министра культуры РСФСР Василию Михайловичу Стриганову.

«В мае 1965 г. Музей-панорама «Бородинская битва» получил на временное хранение для экспозиции из Ростовского областного музея изобразительных искусств работу Ф.А. Рубо «Кавалеристы».

Этот рисунок относится к периоду работы художника над панорамой «Бородинская битва». Он единственный. Обнаружить других работ этого периода не удалось. Он крайне необходим для нашей экспозиции, где освещается творческий путь художника.

На наши неоднократные обращения в Ростовский музей об обмене мы получали категорические отказы. Мы полагаем, что для Ростовского музея эта небольшая работа Рубо не играет существенной роли.

Убедительно просим Вас решить вопрос о передаче рисунка Рубо «Кавалеристы» на постоянное хранение Музею-панораме.

В свою очередь, мы берем обязательство взамен этой работы приобрести для Ростовского музея необходимое произведение».

 

28 января 1974 г. Приказ по Министерству культуры РСФСР № 67. «О передаче произведений».

«1. Музею-панораме «Бородинская битва» передать в постоянное пользование Ростовскому музею изобразительных искусств пейзаж Р. Фалька «Цветы в поле». НВ-1346.

2. Ростовскому музею изобразительных искусств передать в постоянное пользование Музею-панораме «Бородинская битва» произведение Ф. Рубо «Кавалеристы», инв. № Ж-120.

Заместитель министра культуры РСФСР  Е. Зайцев».

 

Резолюция Н.А. Колосова: «т. Володину П.М. Прошу оформить передачу надлежащим образом. Вот и закончилась долголетняя эпопея. 8.02.74».

" data-image="http://daytoday.mpbb.ru//assets/images/resources/300/of1936.jpg" >

ГАЗЕТНЫЕ СТАТЬИ

28 Янв О передаче произведений