«Вечерняя Москва». 1951 год. 3 марта. № 52
Реставрация картин «Бородинская битва» и «Севастопольская оборона»
Государственная центральная художественно-реставрационная мастерская Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР занята реставрацией двух известных панорам – «Бородинская битва» и «Севастопольская оборона». Автор обеих панорам русский художник Ф.А. Рубо (1856-1928 гг.) был руководителем батального класса Высшего художественного училища Академии художеств и членом Академии художеств. В грандиозных произведениях батальной живописи он сумел с большой жизненной простотой и убедительностью передать героизм тысяч матросов и солдат, сражавшихся на бастионах Севастополя, на батареях и редутах под Бородином.
Панорама «Бородинская битва» была исполнена к столетнему празднованию победы России над войсками Наполеона и демонстрировалась в специальном павильоне на Чистых прудах. В ней запечатлен момент сражения около полудня 26 августа 1812 года, когда во время боя за батарею Раевского Кутузов послал кавалерийский корпус Уварова и казаков Платова в обход левого фланга французской армии, а русские гренадеры бросились в атаку на французскую пехоту.
Панорама пользовалась большой популярностью. Начавшаяся первая мировая война прервала демонстрацию. Павильон был занят, а огромное полотно (длиной в 115 и высотой в 15 метров) было накатано на вал. Больше 20 лет оно хранилось в разных неприспособленных помещениях. За это время холст сильно обветшал, во многих местах был разорван.
После окончания Великой Отечественной войны было решено восстановить панораму и открыть ее для обозрения в специально построенном здании. Все работы по реставрации были поручены нашей мастерской. Комиссия под председательством академика И.Э. Грабаря, осмотрев поврежденную картину, установила, что на ней имеется около 160 разрывов разной величины; часть картины почти полностью погибла. Решили дублировать (наклеить) на новый холст сохранившуюся часть картины, ликвидировать прорывы холста и восстановить живопись в местах, где красочный слой утрачен.
Бригада известных художников-реставраторов в составе М.И. Иванова-Чуронова, К.А. Федорова, М.Н. Махалова, С.Я. Бабкина под руководством заслуженного деятеля искусств РСФСР П.Д. Корина начала реставрационные работы.
Искусство реставратора требует исключительного мастерства, многолетней практики, отличного знания технологии живописи и большой художественной культуры.
Был специально изготовлен холст шириной около девяти метров. Авторский и дублированный холсты, предварительно очищенные и проклеенные, при помощи механической конструкции подавались одновременно на рабочий стол, где быстро склеивались; затем дублированный участок панорамы накатывался на особый вал. Дублированная картина, получив крепкое двойное основание, отличается прочностью и сохранится на долгое время. Так, метр за метром производилась техническая реставрация картины.
После окончания этих работ реставраторы, изучив технику живописи художника, структуру и направление его мазков, его палитру, приступили к воспроизведению утраченных участков живописи. Восстановленная таким образом картина уже сейчас производит цельное впечатление. Ученик Ф.А. Рубо лауреат Сталинской премии художник М.И. Авилов, принимавший участие в создании панорамы, готовит эскизы несохранившейся части картины.
Как только будет готово новое здание панорамы, мастерская быстро завершит восстановительные работы.
⋆
Другая панорама Ф.А. Рубо – «Севастопольская оборона» была написана к 1905 году, к празднованию 50-й годовщины героической обороны Севастополя в Крымской войне. На полотне длиной в 115 и высотой в 14 метров перед зрителем раскрывается перспектива осажденного города, блокированного с моря флотом, а с суши – батареями англичан и французов. Зритель словно находится на высоте Малахова Кургана и наблюдает за развернувшимся на огромных просторах сражением за Севастополь.
Панорама была предметом любви и гордости севастопольцев. Во время Великой Отечественной войны, в последние дни героической обороны Севастополя, когда бои шли на окраинах города, фашисты предприняли массированный авиационный налет на район Исторического бульвара. Фашистские летчики пикировали на хорошо видимое здание панорамы, стремясь уничтожить замечательный памятник русской военной славы. Им удалось разрушить левую часть здания.
Снять громадное полотно и вынести его под бомбами из горящего здания было невозможно. Моряки и солдаты, прибежавшие спасать панораму, разрезали ее кинжалами и штыками, вынося отдельные куски холста из огня.
Тюки с полотном панорамы вывезли в Камышевую бухту, где под артиллерийским и минометным огнем погрузили на борт прорвавшегося в осажденный город военного корабля. На нем панорама и была доставлена в тыл.
В 1943 году художники-реставраторы Е.В. Кудрявцев и С.С. Чураков привезли спасенную панораму в Новосибирск и подготовили ее для хранения на годы войны. При осмотре оказалось, что полотно картины разрезано на 86 отдельных кусков. Куски холста были различной величины и неправильной формы; разорванные и обгорелые края не соединялись между собой; ряда фрагментов реставраторы вовсе не обнаружили. В конце 1950 года к реставрации панорамы «Севастопольская оборона» приступила Государственная центральная художественно-реставрационная мастерская. При осмотре поврежденного произведения выяснилось, что соединять отдельные куски панорамы на едином холсте нецелесообразно, так как восстановленная таким образом живописная поверхность картины не будет ровной и не даст нужного эффекта. Решили реставрировать каждый фрагмент картины отдельно, сохраняя его теперешние очертания.
После технической и живописной реставрации фрагментов картины будет образована бригада художников, которая, пользуясь сохранившимися, уже реставрированными фрагментами панорамы, этюдами к ней и увеличенными фотографиями, воспроизведет на новом холсте точную копию картины Ф.А. Рубо.
Ю. Халаминский,
ученый секретарь Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской.