«Московский большевик». 1949 год. 16 января. № 13

Реставрация исторической панорамы «Бородинская битва»

…Это было около сорока лет назад. Россия готовилась торжественно отпраздновать столетие Отечественной войны 1812 года.

Назначен был ряд мероприятий. В их числе – сооружение памятника русским воинам на прославленном Бородинском поле и создание полотна, детально и правдиво воссоздающего битву, которая разыгралась здесь около полудня 26 августа (ст. ст.) 1812 года.

Создание подобной картины было труднейшей задачей. Помимо живописного мастерства, художник должен был глубоко проникнуть в дух эпохи, исследовать исторические документы, воссоздающие ход сражения, изучить и точно воспроизвести образцы вооружения и обмундирования участников битвы и т.д.

Осуществить эту задачу взялся академик живописи Рубо. Еще ранее он создал величественную панорамы «Оборона Севастополя». Здесь Рубо проявил свои качества замечательного мастера батальной живописи, где кисть художника и мысль ученого-историка взаимно дополняли друг друга.

Долго и упорно работал он над панорамой «Бородинская битва»: тщательно изучал рельеф Бородинского поля и окружающей местности, кропотливо исследовал книги историков и участников Бородинской битвы, неопубликованные в печати архивные материалы. Рубо детально исследовал обнаруженные на поле при раскопках заржавленные ядра, холодное оружие, изучал портреты полководцев. Наконец, по некоторым имеющимся сведениям, он встречался с жителями деревень Бородино, Семеновская, Утицы, Горки. Крестьяне, по рассказам своих родителей – участников и свидетелей сражения, давали ценные указания, восполнявшие те или иные пробелы в представлениях художника о картине боя.

И вот, наконец, грандиозная панорама закончена. Перед зрителями предстало величественное полотно в 120 м длины и 15 метров высоты. Оно с предельной силой воссоздавало все поле битвы в один из самых напряженных ее моментов.

Внимание каждого смотрящего на это произведение, прежде всего, обращается на изображение центрального пункта сражения – курганную батарею генерала Раевского. Здесь находился ключ русских позиций, главный стратегический узел. На этом месте впоследствии был воздвигнут памятник павшим смертью храбрых солдатам и офицерам батареи Раевского. На панораме показан отчаянный приступ неприятельских войск.

В течение 20 с лишним лет это грандиозное полотно было выставлено в специально приспособленном павильоне в Москве на Чистых прудах. Затем оно хранилось в фондах различных музеев, а последнее время – в Музее архитектуры. Ввиду огромных размеров его не экспонировали.

Части полотна оказались сильно поврежденными, некоторых кусков недостает вовсе. Сейчас создана специальная комиссия для реставрации этого выдающегося произведения русской живописи, состоящая из известных художников, искусствоведов, военных деятелей, историков. В комиссию вошли академик Грабарь, генерал-лейтенант Сухомлин, лауреат Сталинской премии Авилов (ученик Рубо, участник создания полотна), живописец Корин и др.

В обязанности комиссии, рассказывает академик Грабарь, - входит руководство художественно-восстановительными работами. Сейчас разрабатывается и утверждается план реставрации. Много вопросов следует разрешить нашей комиссии, в их числе – обсуждение и принятие методов реставрационных работ, решение трудной и ответственной проблемы восстановления отсутствующих частей полотна. Комиссия полна решимости справиться со всеми трудностями и уверена, что реставрация будет проведена на высоком уровне.