В канун юбилея Бородинского боя, когда советская общественность собирается отмечать 125-летие этого величайшего сражения XIX века, мы считаем необходимым привлечь внимание художественной общественности к большому живописному памятнику, связанному с этой исторической датой. Мы говорим о панораме Бородинского боя, написанной известным баталистом – академиком живописи Рубо, и о ее грустной судьбе.
Старые москвичи хорошо помнят эту панораму, которая была написана 25 лет назад и демонстрировалась в течение ряда лет в спец. здании на Чистопрудном бульваре, у Покровских ворот. Посетители этого павильона, находившегося там, где теперь возвышается здание Наркомата легкой промышленности, помнят и художественные детали этого грандиозного полотна, изображающего Бородинское поле в самый разгар боя – около полудня 26 августа (старого стиля) 1812 года.
Вот как описывает эту картину один из критиков:
«…Напротив от входа – курганная батарея Раевского, ключ русской позиции, на которую ведут приступ неприятельские войска. Направо вдали видна деревня Горки, а перед ней стоит со свитой и штабом главнокомандующий русской армией Кутузов, наблюдающий за ходом битвы. Слева среди горящих развалин деревни Семеновской представлена русская пехота, отбивающая атаки неприятеля, а дальше за ручьем занятые французами багратионовы флеши. Правее их на втором плане виднеется центр французской позиции – Шевардинский редут и впереди него, среди своей гвардии, верхом на белом коне, Наполеон…».
Художники, видевшие эту последнюю по времени работу знаменитого баталиста, отмечают большие живописные достоинства панорамы, не уступающей по силе своего воздействия знаменитой панораме Севастопольской обороны.
Сейчас это громадное полотно – длиной в 120 м и шириной в 15 м – свалено в Каретном ряду, в сарае хозяйственных вещей. Именно, свалено, ибо сарай этот, загруженный бревнами, железом, водопроводными трубами, бочками с известью и иными строительными материалами, менее всего приспособлен к хранению художественных произведений.
Мы поинтересовались узнать, каким путем панорама Рубо, художественная и историческая ценность которой никто не оспаривает, попала на свое теперешнее кладбище. Следы этого извилистого пути теряются в далеком прошлом. После сноса павильона панорама была намотана на большой вал и в таком виде кочевала по разным московским складам – от Нескучного сада до «Аквариума», от Миусского собора до «Эрмитажа».
Не раз и не два три тройки рослых першеронов, запряженных в полок таскали с одного конца Москвы в другой этот тяжелый, скованный стальными тросами тюк от которого все старались отказаться и поскорее сбыть с рук.
Панорама мокла под дождем, покрывалась пылью, временами делалась добычей крыс. Была сделана попытка, - к счастью, окончившаяся неудачей, - вырезать из панорамы наиболее эффектные места и использовать их как панно для фойе в … театре оперетты. Только после этого панорама, как «бесхозное имущество» была водворена, по распоряжению одного из бывших заместителей председателя Моссовета, в сарае, в Каретном ряду – «временно, на 2 недели», - чтобы только панорама не валялась под открытым небом в «Аквариуме».
«Две недели» превратились в три года.
За последнюю зиму и весну в панораме открылось целое паломничество. Ею «заинтересовались» представители различных организаций и учреждений. Они приходили в сарай, предъявляли мандат, осматривали со всех сторон огромный тюк, который без помощи десятка людей не сдвинуть с места, охали и ахали об ужасных условиях, в каких находится панорама, и … уходили, оставляя зав. складом свою фамилию и свой телефон. Представители исчезали, а панорама оставалась на своем старом месте. Хозяин панорамы так и не находился.
Сейчас, благодаря личному вмешательству т. Ворошилова, вопрос о Бородинской панораме можно считать решенным. Наркомат обороны возбудил перед Совнаркомом вопрос и панорамы «Бородино» и самого Бородинского поля. СНК согласился с доводами Наркомата обороны и обязал НКПрос реставрировать панораму и выставить ее для публики в специально выстроенном помещении.
Как легко может убедиться читатель, ни тов. Бубнов, ни музейное управление НКПрос не приступили еще к выполнению постановления СНК.
Более того, они ничем не заявили о своих правах на эту картину. Панорама продолжает валяться на складе в Каретном ряду.