«Экономическая газета». 1962 год. № 43. 20 октября

Недаром помнит вся Россия про день Бородина

ЭТОТ ДЕНЬ не забудут и грядущие поколения. Не забудут потому, что он явил собой символ немеркнущей славы русского оружия, доблести, воли, мужества русских людей, величия России.

Слава Бородина шагнула на века, в наше сегодня, в наше завтра. Маленькая подмосковная деревушка, где узнала всю горечь поражения армия Наполеона, до этого завоевавшая полмира, вот уже 150 лет не сходит с уст народных; эта маленькая деревушка стала известной всему человечеству. Здесь на бранном поле столкнулись две силы: силы агрессии и силы свободолюбивого русского народа. Победила любовь народа к своей Родине, победила ненависть к захватчикам, победила несокрушимость народной воли к свободе. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил об этом сражении, что на агрессивную армию Наполеона, не знавшую до этого поражений, в первый раз «была наложена рука сильнейшего духом противникам».

С этого момента и начался закат славы наполеоновских походов. И как грозное напоминание всем, кто мечтает вновь о походе на нашу землю, будет вечно сиять в истории слава и бессмертие подвигов русского воинства.

В ознаменование 150-летия Бородинского сражения в Москве открыта живописная панорама. Над ее восстановлением трудился большой коллектив реставраторов во главе с известным художником-баталистом, лауреатом Государственной премии И.В. Евстигнеевым.

...На фоне зеленого парка при въезде в столицу четко выделяется белокаменное здание цилиндрической формы. Его стены расписаны вертикальными полосками — прожилками из золотистой смальты. На фронтальном фризе — священные для нас имена, знакомые с детства, запечатленные в стихах и прозе, отлитые в бронзу:    Голенищея-Кутузов, Багратион, Барклай-де-Толли, Дохтуров, Уваров, Денис Давыдов, Раевский, Ермолов, Тучков, Коновницын, Василиса, Платов. Боковые крылья здания, примыкающие к его центральной части, увенчаны старинными пушками. В глубине парка возвышается обелиск. Рядом с ним — памятник Отечественной войны 1812 года: «Кутузовская изба».

Так внешне выглядит здание панорамы Бородинской битвы, спроектированное архитекторами мастерской «Моспроекта» А. Корабельниковым, А. Кузьминым, С. Кучановым и инженером-конструктором Ю. Аврутиным.

...Лифт поднимает нас на смотровую площадку, и мы как бы переносимся на 150 лет назад, в слободу Семеновскую, где 26 августа (7 сентября) 1812 года располагался наблюдательный пункт русской армии.

Искусственное освещение, имитирующее солнечный свет, макеты укреплений, натуральные пушки, ядра, установленные перед панорамой, создают у зрителей иллюзию участия в изображаемых на полотне событиях.

Примечательна история панорамы, написанной выдающимся русским мастером живописи Францем Алексеевичем Рубо. В 1912 году — столетнюю годовщину Бородинской битвы — она демонстрировалась во временном деревянном павильоне на Чистых прудах в Москве. Работа художника-баталиста пользовалась исключительным успехом.

Потом панораму перевезли в Петербург. Во время пожара полотно серьезно пострадало. С тех пор его уже не видели зрители.

Сложная задача выпала на долю советских художников, которые по решению правительства приступили к восстановлению панорамы. С огромными трудностями реставрировались детали утраченных частей произведения. По сохранившейся фототипии размер в 1/32 натуральной величины ленинградские художники сделали макет предметного плана. Восстановлением его руководил Б.Н. Беляев, ранее работавший по реставрации панорамы Севастопольской обороны.

Художники-оформители заполнили объемной натурой 12-метровое расстояние от смотровой площадки до живописного полотна. Их работа слилась с произведением Рубо, стала как бы прологом к нему. Почти в полную натуральную величину воспроизведены улица деревни Семеновской, семеновские овраги, позиции русских войск.

Об объеме работы, проделанной советскими мастерами, говорят размеры панорамы. Высота ее живописной части — четырнадцать метров, длина по кругу — 115 метров. Очень многое надо было сделать, чтобы на полотне засверкал живописными красками тот жаркий полдень 1812 года так, каким видел его Ф. А. Рубо.

Написана заново вся верхняя часть панорамы — небо. От «неба» Рубо осталось всего несколько небольших кусков. Ленинградская фабрика имени Тельмана выполнила специальный заказ реставраторов. По их просьбе выткано полотно 120 метров длиной и почти девять метров шириной.

Создавая композицию, Рубо предлагал ввести в нее героя исторического сражения генерала Багратиона, смертельно раненного в битве. Представители генерального штаба царской армии воспротивились этому, и легендарный полководец в панораме показан не был. Полностью сохранив живописный стиль полотна, И.В. Евстигнееву удалось творчески воспроизвести образ одного из главных героев битвы.

Величественная панорама «про день Бородина» будет всегда напоминать о славе непобедимого русского оружия.

И. НАДЕЖДИНА

Открытие Музея-панорамы «Бородинская битва»

Е.А. Фурцева и А.М. Калашников открывают Музей-панораму
18 октября 1962 года

Празднование 150-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года в нашей стране началось митингом на Бородинском поле, продолжилось в Москве, открытием Музея-панорамы «Бородинская битва», а закончилось торжественным собранием в Кремлевском Дворце Съездов.