Состоялось совещание специальной реставрационной комиссии по вопросу о состоянии панорамы
На очередном совещании по вопросу о состоянии панорамы было принято важное решение: отделить небо от остальной части полотна, как не подлежащее реставрации.
«Вечерняя Москва». 1948 год. № 291. 9 декабря
В течение двадцати с лишним лет в специальном здании экспонировалась панорама академика живописи Ф.А. Рубо «Бородинская битва». Старые москвичи хорошо помнят это грандиозное художественное полотно длиною более чем сто метров, почти с документальной точностью изображающее центральный момент исторического сражения.
Прямо перед зрителями курганная батарея генерала Раевского – центр русских позиций. На этом месте впоследствии был сооружен памятник храбрым русским солдатам, павшими в ожесточенном бою. Вдали справа виднеется село Горки, перед ним – штаб Кутузова. Слева пылает деревня Семеновская, а еще дальше видны знаменитые Багратионовские флеши, где также идет горячий бой. С правой стороны второго плана – позиция французов.
Академик живописи Рубо, создатель панорамы «Оборона Севастополя», свою работу выполнил к столетней годовщине Бородинской битвы – в 1912 году. Принято решение о реставрации этого шедевра батальной живописи. Организована специальная комиссия, в состав которой входят академик Грабарь, генерал-лейтенант Сухомлин, художник Авилов, художник реставратор Корин и др.
В беседе с корреспондентом «Вечерней Москвы» академик Грабарь рассказал:
- На нашу комиссию возложено общее руководство художественно-реставрационными работами и восстановлением панорамы. Состоялось первое заседание комиссии, и с сегодняшнего дня мы приступаем к разработке плана реставрации. Предстоит решить много вопросов – о помещении, где будут происходить реставрационные работы, о методах восстановления, о замене недостающих частей и т.д. Завтра я выезжаю в Ленинград, где встречусь с членом комиссии академиком живописи М. Авиловым. Он является учеником Рубо и принимал непосредственное участие в работах по сооружению панорамы «Бородинская битва».
На очередном совещании по вопросу о состоянии панорамы было принято важное решение: отделить небо от остальной части полотна, как не подлежащее реставрации.